новость
Глава ООО «Плодообъединение “Сады Ставрополья”» Айдын Ширинов рассказал аналитическому центру «Эксперт Юг» о новых возможностях и масштабных инвестпроектах в кризис.
Фото из архива ООО «Плодообъединение “Сады Ставрополья”»
«Плодообъединение “Сады Ставрополья”» — один из крупнейших в России производителей фруктов, развивающий к тому же самый крупный в стране питомник саженцев для интенсивного садоводства. В мае компания приступает к реализации в СКФО двух масштабных проектов общей стоимостью 10 млрд рублей. В ближайшие три года компания на Ставрополье и в Карачаево-Черкесии заложит новые сады (по 400 га) и построит современные плодохранилища (каждое — на 30 тыс. тонн), с сортировочными линиями. Здесь будут обрабатывать и хранить как собственные фрукты «Садов Ставрополья», так и выращенные в небольших фермерских хозяйствах, у которых нет возможности строить склады и развивать логистику. Для реализации проектов «Плодообъединение “Сады Ставрополья”» будет использовать собственные деньги и льготные кредиты, а также финансирование по линии корпораций развития Ставрополья и КЧР.
— Насколько сильно ситуация, связанная с пандемией коронавируса и действующими в регионах ограничениями, отразилась на вашей деятельности?
— У нас, в отличие от реально пострадавших отраслей, ситуация неплохая. Грех жаловаться. Правда, были сложности с получением импортной техники из Голландии и Италии. Из-за пандемии поставки задержали на три недели. Но сейчас ситуация понемногу сдвинулась с мертвой точки, мы готовимся к получению импортных машин.
Со всеми иногородними и зарубежными партнерами общаемся в формате удаленного доступа. Уже привыкли. Серьезных неудобств сейчас из-за этого не испытываем.
Все запланированные в садах работы идут по графику. Своих работников мы обеспечили всем необходимым, включая справки, по которым они могут свободно выезжать из Ставропольского края в Карачаево-Черкесию (где у нас сегодня есть сады в двух районах) и обратно. Агрономов, специалистов по обрезке деревьев и другой необходимый для работы в КЧР персонал мы возим своим транспортом. На местах недостатка в рабочей силе нет.
— Садоводство — одна из отраслей АПК, где ранее активно использовался труд мигрантов. Пандемия коронавируса, введенные в регионах и странах режимы из-за угрозы распространения COVID-19, сделали невозможным использование сейчас труда «гастарбайтеров». Как вы решаете эту проблему?
— Действительно, ранее к нам из Украины и Белоруссии приезжали примерно 100 человек в сезон. Потому что работников на селе не хватало. Многие здоровые мужики, которые могли бы быть механизаторами, сборщиками плодов, грузчиками , уезжали на заработки в крупные города. Устраивались там охранниками в офисных или торговых центрах, получали хорошие деньги и были счастливы. Но ситуация резко изменилась. Бизнес-центры и ТЦ закрылись из-за самоизоляции или карантина. Люди вернулись домой. Далеко не все могут на самоизоляции сидеть без дела, дни напролет. Люди вернулись из больших городов на землю и пришли к нам.
Работы у нас много. Например, только на одной площадке, в Невинномысске, мы в день высаживаем сейчас свыше 20 тысяч деревьев. Всего должны посадить более 3 млн. Свыше 100 тысяч подвоев мы высаживаем ежедневно в нашем питомнике в Минераловодском округе. За работу мы хорошо платим. Сейчас на наших объектах трудятся 400 человек, более половины из которых — сезонные работники, проживающие на Ставрополье, в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. Местные администрации, надо отдать им должное, сделали все, чтобы эти люди могли беспрепятственно приезжать к нам и трудиться.
— В конце 2019 года вы заявили о том, что к 2022 году реализуете на Северном Кавказе два крупных инвестпроекта, в рамках которых планировали закладку новых интенсивных садов и строительство распределительных центров. Насколько сильно из-за кризиса (резкий рост курса валют, девальвация рубля) были скорректированы эти планы?
— Пока мы следуем намеченному плану. Сейчас у нас по графику завершение проектно-изыскательских работ (это что касается строительства распредцентров с холодильниками на 30 тысяч тонн каждый). В мае надеемся вывести технику на стройплощадки. На этапе проектирования мы оценивали, что каждый из таких центров обойдется нам в 3 миллиарда рублей. Но уже сейчас понятно, что будет удорожание проекта в той части, которая касается приобретения импортного холодильного оборудования, сортировочных линий. Их стоимость растет пропорционально росту валютного курса. Однако, на сколько именно подорожает каждый из заявленных проектов, мы еще не оценивали. Кроме того, произойдет корректировка по срокам. Так, на Ставрополье и в КЧР первые очереди плодохранилищ (по 15 тыс. тонн) мы планировали сдать до декабря 2020 года. Из-за того, что сейчас зарубежные поставщики временно заморозили свою деятельность, мы получим необходимое оборудование с большой задержкой. Выхода у нас нет, поскольку в России такую технику не производят. Поэтому первые очереди мы, вероятнее всего, сдадим только к лету 2021 года, а еще через год выведем центры на полную мощность.
Что касается новых садов, то здесь все без изменений. Как и планировали, в текущем году мы в домашнем регионе и Карачаево-Черкесии заложим по 400 га. Кроме того, на 100 гектаров расширим площади нашего питомника. Еще на 50 гектарах построим Центр компетенций, на базе которого будут проходить научно-образовательные мероприятия.
Таким образом, в ближайшие три года, с 2020-го по 2022-й включительно, мы инвестируем в развитие бизнеса в двух регионах порядка 10 млрд рублей. Это будут как собственные средства плодообъединения «Сады Ставрополья», так и привлеченные: льготные кредиты Сбербанка под 2,5% годовых, средства Корпорации развития Ставропольского края и Корпорации развития КЧР (49% в уставном капитале ООО «Сады Карачаево-Черкесии», — ред.).
— Считаете ли вы достаточными те формы господдержки, которыми сейчас пользуетесь?
— АПК, как приоритетной отрасли, оказывается серьезная поддержка на всех уровнях — федеральном, региональном, муниципальном. Даже в такие непростые времена, как сейчас, каких-то особых форм поддержки нам не надо. У нас есть субсидии на закладку садов и уходные работы, льготные кредиты, возможность использовать поручительства Гарантийного фонда и так далее. Однако я считаю, что сейчас надо серьезную поддержку оказывать малым фирмам, которые, по объективным причинам, перестали работать в своей сфере и решили перестроиться на работу в АПК — заняться садоводством, овощеводством, животноводством, переработкой сельхозпродукции. Вот их действительно нужно поддержать, дать стимул к развитию, потому что это — правильный шаг. Особенно, если речь об импортозависимых сферах, которых у нас еще довольно много. Также стоит поддержать отрасли, которые привлекают людей из сфер, пострадавших из-за пандемии коронавируса. Дают работу тем, кто ее лишился.
— Как будет складываться ситуация на вашем рынке? К какому развитию событий готовы лично вы?
— Мы настроены оптимистично. Считаем, что сейчас садоводам надо воспользоваться ситуацией и серьезно потеснить на российском рынке иностранных конкурентов. У нас перед ними есть одно серьезное преимущество — наличие рабочей силы. По нашим данным, ежегодно только одна Германия привлекала для работы в АПК примерно 300 тысяч мигрантов: жителей Украины, Сербии, Румынии. Садоводы Польши также активно использовали рабочую силу из Белоруссии и Украины. И такая картина во многих странах Европы. До 90% персонала в их садах составляли мигранты. Это позволяло нашим европейским коллегам собирать высокие урожаи, закладывать в холодильники на хранение, а затем экспортировать. До сих пор заграничные яблоки есть в российских сетях. В том числе и на Юге.. Килограмм дешевле 100 рублей не стоит.
Но теперь ситуация изменилась. Уже сейчас Германия, Франция, Польша и другие страны столкнулись с тем, что в их садах некому работать: производить обрезку, подвязку, работы по уходу. Под большим вопросом сбор урожаев в указанных странах. В западном садоводстве складывается катастрофическая ситуация, которая нам может быть на пользу. Не видеть таких перспектив, как минимум, недальновидно.
Аналитический центр «Эксперт Юг»